Тифозная Мэри: отсутствие симптомов ≠ невозможность инфицирования
27 ноября 2020
27 ноября 2020
Сегодня мы знаем, что инфекции могут передаваться через людей, которые сами не имеют никаких проявлений недомогания – бессимптомных носителей. Среди таких заболеваний, в частности – ВИЧ, холера, туберкулез, брюшной тиф и теперь – COVID-19. Поэтому так важно, чтобы каждый человек понимал: даже если у тебя нет симптомов, это не значит, что ты не можешь заразить других.
Наиболее известным асимптомным носителем в истории медицины была кухарка Мэри Маллон, которую тогдашние газеты прозвали «Тифозная Мэри». До сих пор ведутся дискуссии – кем она была: преступницей или жертвой? Сама Мэри никогда не болела брюшным тифом, но заразила меньшей мере 50 человек, из которых трое умерли.
Это была настоящая детективная история, в которой роль следователя выпала Джорджу Соперу, специалисту по инфекционным заболеваниям. В 1906 году Сопера пригласили расследовать вспышку брюшного тифа в доме зажиточного нью-йоркского банкира. Шесть из одиннадцати жителей – члены семьи и слуги – заболели брюшным тифом.
Сопер узнал, что за три недели до вспышки семья наняла новую кухарку – Мэри Маллон. Но бактерии брюшного тифа погибают при высокой температуре, как тогда произошло заражение? Разгадка – коронное блюдо новой кухарки, мороженое с персиками. Это был идеальный путь передачи возбудителя от рук кухарки в организм пострадавших людей.
Сопер узнал, что за последние годы кухарка работала в восьми семьях, и в семи из них были вспышки брюшного тифа. Но ему не сразу удалось ее найти – Мэри часто меняла работу. Когда, наконец, Сопер встретился с поварихой и попросил ее сдать анализы на брюшной тиф, женщина прогнала его вилкой для мяса. Мэри не понимала, какое она имеет отношение к брюшному тифу, ведь сама была здоровой.
Тогда Сопер обратился в Департамент здравоохранения Нью-Йорка. За Мэри приехала скорая с врачом и шестью полицейскими. Кухарке удалось убежать и спрятаться на несколько часов в чулане. Но женщину выдал край платья, который торчал, зажатый дверями. Силой полицейские отвезли Мэри, которая сопротивлялась изо всех сил, в больницу. Анализы подтвердили – Мэри была асимптомным носителем брюшного тифа.
Женщину отправили на маленький остров – в карантин. Спустя три года ей разрешили вернуться в Нью-Йорк, но при условии, что она больше никогда не будет работать кухаркой. Сначала женщина придерживалась обещания, но другие работы не приносили достаточно дохода. Чтобы вырваться из бедности, Мэри начала под ненастоящим именем работать поваром в отелях и ресторанах. Однажды она устроилась на работу в больницу, где из-за нее брюшным тифом заболели 25 человек. После этого Мэри снова вернули на остров – на пожизненный карантин, который продолжался почти четверть века.
Когда Мэри умерла в 1938 году, в Нью-Йорке насчитывалось 400 асимптомных носителей брюшного тифа, но их никто не изолировал. Она была первой, и поэтому получила такое строгое отношение. Кроме того, женщина ничем не могла себя защитить, кроме вилки для мяса, которой так напугала Сопера. Мэри приехала в 15 лет в Америку из Ирландии, и у нее не было семьи рядом. Всю жизнь она не могла понять, за что ее удерживают на острове.
Теперь мы знаем, что бывают асимптомные носители. Сейчас это очень актуальная тема. Ведь COVID-19 может передаваться людьми, которые ЕЩЁ не имеют симптомов или не будут их иметь вообще. Поэтому каждый должен соблюдать все необходимые меры для предотвращения распространения коронавируса – каким бы здоровым он не чувствовал себя. Надеть маску на рот и нос – это же гораздо более лёгкое «испытание» по сравнению с тем, что пришлось пережить Мэри Маллон. Не так ли?