Гастроскопия и колоноскопия: от качества визуализации в непревзойденным результатам диагностики и лечения
2 января 2021
2 января 2021
Огромный монитор, непревзойденное качество изображения Full HD, яркие цвета и возможность передачи малейших деталей — так обычно расхваливают продавцы-консультанты телевизоры новых поколений в магазинах бытовой техники. Врачи-эндоскописты, работающие на самых современных эндоскопических аппаратах, передающих изображение в качестве Full HD, тоже говорят о них с нескрываемым восхищением, однако по иной причине: эта техника позволяет достичь небывалой точности исследований и эндоскопических вмешательств. О невероятной скорости научно-технического прогресса и возможностях современной эндоскопии мы беседуем с Яковенко Владиславом Александровичем — врачом-хирургом-эндоскопистом, к. мед. наук, заведующим отделением эндоскопии и малоинвазивной хирургии универсальной клиники «Обериг».
Владислав Александрович, эндоскопия с ее технологиями развивалась практически на ваших глазах: от рентгеновских методов исследования до качественной визуализации, которую обеспечивает современная аппаратура. За какой период медицина осуществила это научно-технический рывок?
В.Я.: Смартфон в ваших руках — яркий пример качественного скачка технологий, который вы наблюдаете в быту. От дисковых аппаратов до совершенной техники, не способной разве что читать мысли, — всего каких-то двадцать лет. Представьте себе, что медицинские технологии развиваются еще с большей интенсивностью. От простых аналоговых фиброскопов с их нечеткой, размытой картинкой — к современнейшей эндоскопической технике, дающей возможность рассмотреть отдельные клетки. Помните советские телевизоры с кинескопами? Там был экран в пикселях трех цветов. Так и в фиброскопах старых времен — визуализация обеспечивалась светопроводящим волокном с невысокой раздельной способностью. Соответственно, и картинка была нечеткая, обнаружить и понять, что ты видишь, было достаточно сложно.
На сегодняшний день это Full HD технологии. Это качество изображения, сопоставимое с самыми новейшими телевизорами. При этом, в эндоскопической технике последних поколений еще используются инновационные технологии увеличения изображения без потери четкости. От 50 до 150 раз может увеличиться изображение — до такой степени, что мы можем увидеть в определенной ситуации движение отдельных эритроцитов внутри капилляров. Такая степень визуализации позволяет нам выявлять злокачественные образования размером от 1 мм! Ведь, как известно, «дьявол кроется в деталях».
Учитывая, что хирургу-эндоскописту приходится оперировать часто на микроскопическом уровне, выведение качественного изображения на экран повышает точность движений, улучшает результат вмешательства.
Однако результат также зависит и от мастерства, от опытности врача-эндоскописта?
В.Я.: В колоссальной степени результат зависит от опытности и мастерства хирурга. К сожалению, эндоскопия — это операторозависимые технологии. Да, аппаратура имеет огромное значение, но врач-эндоскопист должен еще ко всему обладать практическими навыками работы на этой аппаратуре. Я сталкиваюсь с тем, что курсанты и уже состоявшиеся врачи, заведующие отделением со стажем больше, чем у меня даже, приходящие к нам на курсы повышения квалификации, не имеют навыков работы на аппаратуре современных поколений! Я, конечно, понимаю, что то, что мы в «Обериге» можем сейчас сделать с использованием этой аппаратуры — это совсем не то, что нас учили делать на фиброскопах. Это совершенно другие навыки, и их надо вырабатывать. Многие техники только сейчас появляются, и их надо врачам осваивать впервые. В эндоскопии требуются филигранные техники владения аппаратурой. Двигательные навыки абсолютно иные — и у доктора, и у медсестры, и у ассистентов. Инструменты другие, высокоточные: 1,5 мм, 2 мм ножи, которые нам позволяют резать – и это всё меняет с ног на голову. Это и хирургия, и патоморфология, и рентген, и УЗИ, и эндоскопия – всё сразу.
У меня создается ощущение очень высокого уровня ответственности, которой требует работа врачом-эндоскопистом. Но, с другой стороны, вы готовы к этой ответственности, и основой являются и знания, и уверенность в коллегах, и уверенность в оснащении клиники, и уверенность в тех технологиях, которые на сегодняшний день используются. Так ли это?
В.Я.: Да, это именно так. Вы уловили самую суть. Уникальность работы в эндоскопии, по моему убеждению, состоит в том, что это единственная медицинская специальность, где принятие решения — здесь и сейчас. Пациент лежит на столе, он для тебя terra incognita, потом ты видишь на мониторе подозрительные участки, и ты вместе со своими ассистентами должен принять очень сложное, жизненно важное решение, как в плане диагноза, так и в плане лечения. Нет возможности вынести это за скобки, делегировать кому-то задачу принять решение вместо себя. Чтобы каждый день, каждый раз решать такие задачи, надо много знать и много уметь, и понимать последствия своих действий. Эндоскопия богата на примеры интрапроцедурных осложнений: даже у опытных врачей случаются осложнения — и перфорация, и кровотечение. Учитывая рост онкопатологии кишечника, мы очень сейчас агрессивны в тактике, мы много всего делаем. Фактически, у нас каждая процедура заканчивается выполнением множественного взятия значительных кусочков материала, что само по себе небезопасно. Мы много материала забираем различными способами: полипэктомией, эндоскопической резекцией, эндоскопической диссекцией. Это все требует слаженной работы всей команды: анестезиологической и хирургической бригады. Каждый должен быть на своем месте, и знать, где что находится, как все это работает, без оглядки.
Мне повезло возглавлять самое передовое в Украине, да и, пожалуй, в Европе, отделение эндоскопической диагностики и миниинвазивной хирургии. Оборудование, на котором мы работаем, —FUJI и Olympus, — самое современное в мире. Это новинки буквально 2020-го—2021-го года, оснащенные блоками искусственного интеллекта. Именно эти шедевры программного обеспечения позволяют искать новообразования в кишечнике и давать им морфологическую характеристику. Мы находим, верифицируем и лечим эндоскопически то, что еще невозможно было себе представить каких-то 5-10 лет назад. И это результат знаний, опыта, постоянного совершенствования знаний и навыков врачей-эндоскопистов при наличии уникального для Украины обеспечения новейшей аппаратурой для эндоскопической диагностики и хирургии, установленной в «Обериге».