История антисептики в операционных
13 марта 2020
13 марта 2020
О стерильности речь даже не шла. Хирурги погружали немытые руки в раны пациентов. Инструменты после операции слегка протирали и использовали снова. Некоторые хирурги точили скальпели о подошву своих ботинок. Пол операционных посыпали опилками, чтобы они поглощала кровь и гной.
Неудивительно, что 80% операций приводили к инфекции – «госпитальной гангрене». Около половины пациентов погибали после хирургического вмешательства. Врачи считали, что загнивание ран происходило из-за «частиц», которые самозароджались в воздухе.
В 1860-х годах Луи Пастер доказал экспериментальным путем невозможность появления живого из неживого. Также он связал брожение и разложение мяса с микроскопическими организмами. Шотландский профессор хирургии Листер первым понял, что идеи Пастера касаются и нагноения ран.
В апреле 1867 года он опубликовал в журнале «Lancet» прорывные статьи об антисептике, в которых обосновал необходимость обеззараживания рук хирурга, операционного поля и инструментов. Для этого он предложил использовать карболовую кислоту. Также Листер настаивал на дезинфекции перевязочного материала. Летальность после ампутаций снизилась с 45% до 15%.
С момента публикации статьи Листера прошло уже более 150 лет. За это время инфекционная безопасность в больницах достигла высокого уровня. Но в этом вопросе никогда нельзя останавливаться. Мы стремимся сделать еще лучше, чтобы наши пациенты всегда были в безопасности.
В новом корпусе клиники «Оберіг» операционный блок имеет отдельную вентиляционную систему. Воздух, поступающий в операционные, проходит через HEPA-фильтры для обеспечения максимальной очистки.
Каждая операционная имеет две двери. Использованный инструментарий вывозится через дверь условно грязной зоны и отправляется в стерилизационное отделение.
После обработки, мойки и стерилизации упакованный инструментарий попадает в условно чистую зону операционной через другую дверь. Эти два маршрута - чистый и грязный - полностью отделены.